В Москве 15 мая состоится премьера спектакля «Узбек»

15 мая в Москве в выставочном зале Центра имени Сахарова состоится премьера спектакля «Узбек». Режиссер и актер Талгат Баталов придумал проект, основанный на собственной биографии, поэтому и в спектакле он сам сыграл единственную роль. Идея постановки родилась во время лаборатории, которую совместно с Центром имени Сахарова проводил Театр имени Йозефа Бойса во главе с его создателем режиссером Георгом Жено. Тогда, в феврале, молодые режиссеры придумывали спектакли, посвященные теме меньшинств в самом широком смысле слова, на основе документальных источников.

«Узбек» — это история человека, покинувшего Ташкент и переехавшего в Москву, чтобы начать новую жизнь. Тема миграции, столь болезненная в современной России, да и в мире в целом, здесь пропущена через личное мироощущение героя, через истории конкретных людей с их драматическими или комическими подробностями.

«Я с самого начала знал, что буду заниматься темой мигрантов из центральной Азии. Потом мне стало ясно, что я могу быть в роли своеобразного проводника. Потому, что я там был русский, а здесь я узбек», — рассказал Талгат Баталов.

Рассказ Узбека подкреплен «вещественными доказательствами» — паспортом, разрешениями, справками — за каждой из этих бумажек стоят дни, месяцы, годы мытарств, унижений, чиновничьей волокиты, кафкианского абсурда.

«Все как обычно в документальном театре — интервью, расшифровки, этюды, перечитывание кучи прессы. А в какой-то момент я понял, что лучше всего история рассказывается при помощи моих документов. Паспортов, военных билетов, справок, выписок. Во-первых, у меня всех документов по два — узбекский и российский, а во-вторых, у каждого документа есть история. Меня интересовало столкновение документа, который не меняется, и мое отношение к случаю, связанному с ним, которое изменяется вместе со мной», — говорит Баталов.

Встраивание в столичный ритм, необходимость постоянно доказывать свою востребованность, отвоевывать пространство, приспосабливаться и пробиваться — все это становится предметом театрального исследования.

Тема миграции, попадая в пространство театра, во многом теряет свою социальную заостренность, перемещаясь в поле психологии, соединяясь с вечной темой «чужой среди своих».

Позиция чужака, в которую поставлен герой, диктует и мизансцену: зрители на «Узбеке», сидя спиной друг к другу, образуют круг, в который нет хода герою.

«Это придумала Света Шуваева, автор решения пространства. В итоге это показалось мне очень точным. Когда мы придумывали эскиз спектакля, она была для меня российской стороной, я на ней проверял все, что касается отношения россиян к узбекам, таджикам, киргизам. Карта московского метро очень похожа на бывший Советский Союз. Все, что производилось и рождалось в союзных республиках, шло в центр. Только тогда это были природные ресурсы и сырье. А теперь таким сырьем стали люди. Здесь их именно так и воспринимают», — рассказывает Баталов.

Зрители оказываются заключены в кругу из коричневых деревянных лавок, внутри обрамляющего их кольца, от которого расходятся нарисованные линии московского метро. На февральском показе они были нарисованы на полу разноцветными мелками, теперь выложены поочередно загорающимися длинными лампами. Талгат Баталов передвигается вокруг зрителей, появляясь в разных концах зала – у тех станций, где он встречался со своими собеседниками-мигрантами, с которыми обсуждал проблемы их жизни в Москве. За перемещениями «узбека» уследить всегда непросто – приходится постоянно вращать головой. В то же время возникает и очевидная оппозиция центра и периферии, противостояние бастиона-столицы с пытающимся захватить его отчаянным одиночкой. В определенный момент он вторгается в чужой стан – сгоняет зрителя со стула, объясняя: «Я должен занять ваше место, как любой приезжий».

Помимо деталей биографии самого режиссера, в спектакле есть и другие документальные монологи.

«В спектакле используются истории продавца шаурмы, лидера таджикских трудовых мигрантов, узбекского политзаключенного и правозащитника и Владимира Владимировича Путина. Я рассказываю веселые истории, связанные с моей миграцией из Узбекистана в Россию, а герои анализируют процессы, которые непонятны ни мне, ни им. Потому что это политика. А политика дело грязное», — рассказывает Баталов.

Он читает зрителям письмо своего отца, до сих пор не признающего интернета, пишущего обстоятельно и неспешно, как в XIX веке, с оборотами вроде «накропаю пару строк» и «благодарю за дельность и целеустремленность». Дает послушать настоящую запись разговора по скайпу с матерью. Талгат, называть которого здесь хочется просто по имени, тем более что именно он, единственный герой спектакля, дает нам прикоснуться к самому для себя сокровенному. Выставляет напоказ то, что вообще-то редко демонстрируют даже самым близким друзьям. В этом есть и желание поделиться чем-то очень важным, и ощущение собственной незащищенности, потребности открыться другому человеку.

Со слов родителей Баталова становится ясно, что далеко не все хотят уехать из Узбекистана, что многие считают его единственным домом и никакой другой жизни не желают. Эти фрагменты привносят в спектакль патриархальное начало, мотив верности корням и покорности судьбе.

Баталов как бы напоминает, что каждый решает сам, стать ли ему мигрантом, и это всегда свободный, осознанный выбор.

Жанр спектакля определен как «документальный stand-up».

«Это не совсем спектакль. Это высказывание от первого лица. Здесь нет театрального действия, есть актер и режиссер в одном лице, рассказывающий собственную историю. А британский интеллектуальный стенд-ап — один из моих любимых жанров», — говорит режиссер.

Талгат Баталов не впервые занимается документальным театром — в Театре.doc он поставил спектакль «Шум» и выступил сорежиссером спектакля «Двое в твоем доме».

«Документальный театр — тот инструментарий, который я немного узнал за время работы в Театре.doc. И как актер, и как режиссер. Мне повезло поработать с Угаровым, Греминой, Родионовым, Курочкиным, Клавдиевым, Муравицким, Денисовой. Считаю, что за документальным театром будущее. Он отражает реальность и способен впитать в себя любой жанр. «Узбек» — это эксперимент на фоне реальности», — рассказал режиссер.

Талгат Баталов родился в 1987 году в Ташкенте, окончил факультет режиссуры кино, театра и телевидения Ташкентского театрального института. Работал в театре «Ильхом», уехал в Москву после того, как в Ташкенте закрыли его видеоарт Ab incunabulis за нарушение норм морали, принятых в Узбекистане. Театральная карьера Талгата Баталова в Москве связана с Театром.doc и Театром имени Йозефа Бойса. Играет в спектакле «Зажги мой огонь», ставшем в этом году обладателем «Золотой Маски» в номинации «Эксперимент».

Источник: Мигрант.Фергана.Ру

Наши информационные партнеры

  • partners2_1.jpg
  • partners2_2.jpg
  • partners2_3.jpg
  • partners2_4.jpg
  • partners2_5.jpg
  • partners2_6.jpg

Наши информационные партнеры

  • p1
  • p2

Новости

14 Ноября 2016
Миграционное управление столичного главка МВД до следующего года поменяет свой адрес с центра Москвы на Новомосковский округ, сообщил «Интерфаксу» осведомленный...
Изменился срок обязательного проживания участников программы переселения в выбранном регионе
02 Марта 2016
Президент России изменил срок обязательного проживания участников Госпрограммы переселения и членов их семей в выбраном ими регионе России. Теперь участник...
20 Ноября 2015
Стоимость трудового патента для трудовых мигрантов, работающих в Москве, в 2016 году возрастет на пять процентов и составит 4200 рублей,...