Поиграем в миграцию, или Искусство против расизма

Шаг вправо — попал в лапы мошенников, два шага влево — загремел в спецприемник. Пошел прямо — потерял деньги, но остался на свободе… Нет, это не фрагмент из современной сказки. Это та действительность, с которой ежедневно сталкиваются сотни тысяч приезжающих на заработки в Россию людей. Каждый шаг трудового мигранта в РФ — это выбор, от правильности или ошибочности которого зависит его дальнейшая судьба. Научиться делать верный выбор предлагают авторы уникального проекта — настольной игры «Россия — страна возможностей».

В России это первая практика создания игры-стратегии по теме трудовой миграции. Ее идея принадлежит социальному художнику и искусствоведу из Санкт-Петербурга Ольге Житлиной. Соавтор проекта — эксперт Антидискриминационного центра (АДЦ) «Мемориал» в Петербурге Андрей Якимов. Мы встретились с Ольгой и Андреем и побеседовали об игре, проблемах миграции и «социально ответственном» искусстве.

— Ольга, как ты пришла к этой теме, что тебя побудило заняться вопросами миграции? Ты — человек искусства, вокруг много чего происходит в жизни, что могло бы привлечь твой художественный взгляд. А тут — такая сложная и серьезная социально-политическая проблема, как трудовая миграция. И ты ею заинтересовалась, взяв на себя, отчасти, функции социолога и правозащитника.

О.Житлина: — Я уже несколько лет занимаюсь темой трудовой миграции. И меня скорее удивляет, что художники не затрагивают эту тему, потому что за последние пятнадцать лет, наверное, самое разительное изменение, которое случилось в нашем российском социуме, — это то, что мы стали почти рабовладельческим обществом, если называть вещи своими именами. И большинство людей, сами того не замечая, так или иначе участвуют в этом явлении. Это настолько вопиюще, настолько ужасно, что мне кажется странным на это никак не реагировать. Я часто замечаю, что многие молодые люди, которые на пять-шесть лет младше меня, уже выросли с таким представлением, что люди делятся на людей первого сорта и таджиков или узбеков. Они даже не задаются вопросом, что это неимоверная дикость, что так не должно быть! И тут, мне кажется, совершенно необходимо любому деятелю культуры — художнику, музыканту, артисту, журналисту — на это реагировать. Иначе это полная безответственность с нашей стороны.

- То есть, искусство сегодня должно быть, если можно так сказать, «социально ответственным», художник не должен находиться над схваткой?

- По сути, искусство всегда было таковым. Если вспомнить примеры из российского искусства, например, тех же передвижников, то социальные темы всегда были в традициях русского искусства. Художники, поэты всегда реагировали на происходящее в обществе. И это совершенно логично и естественно для интеллектуала, человека искусства. Конечно, во все времена существовало и салонное искусство. Оно и сейчас процветает. Это способ инвестиций. Поэтому многими навязывается концепция искусства ради искусства. Но я не думаю, что оно должно преобладать.

Ольга Житлина

- Вернемся к игре. Почему выбрана именно такая форма показа сложностей мигрантской жизни?

- Некоторые вещи легче понять и осмыслить, если изложить их в виде некой стратегии, что называется, «влезть в шкуру мигранта» и попытаться действовать, как он. Когда приезжаешь в Россию, даже если ты прекрасно говоришь по-русски и имеешь представление о местном законодательстве, все равно сталкиваешься с клубком бюрократических и лабиринтообразных жизненных обстоятельств, в которых очень трудно разобраться и с которыми непонятно как взаимодействовать. Я уже не говорю о людях, плохо владеющих русским языком, которым проще дать взятку, чем решать проблему каким-то официальным путем. Я знаю, что и в Таджикистане, и в других странах Азии люди привыкли везде давать взятки. В России мигранты часто ведутся на какие-то объявления, которые предлагают оформить документы за деньги. В итоге получают на руки фальшивые документы и опять платят взятки, или их выдворяют. Этим и объясняется, что грань между легальностью и нелегальностью настолько шаткая, зыбкая, что даже если человек старается делать все по закону, часто он просто оказывается в ловушке. Игра помогает разобраться во всем этом. Пройдя ее несколько раз, начинаешь понимать, как работают в России миграционные механизмы.

А.Якимов: — Добавлю, что эта игра — отчасти исторический документ. Она является своего рода обобщением результатов деятельности АДЦ «Мемориал» по защите прав мигрантов. Многие годы изучая процесс миграции, мы поняли, как он происходит на практике. Россия для трудовых мигрантов из Центральной Азии, действительно, — страна широких возможностей. И даже в таком непростом явлении, как трудовая миграция, всегда есть выбор нескольких путей. Не всегда понятно, какие из них благоприятны, и не всегда законные пути и средства бывают выгодными с материальной точки зрения, но они всегда бывают более безопасными. Это мы хотим донести до приезжающих на заработки. Можно сэкономить и сделать подешевле фальшивые документы, но только — до первого полицейского или первой проверки. В то же время далеко не все зависит от даже самого законопослушного мигранта. Никто не застрахован, например, от произвола людей в погонах, от агрессии националистов, обмана со стороны работодателей. Поиграв пару раз в эту игру, человек уже поймет, как нужно действовать, чтобы не рисковать, и как оградить себя от попадания в ситуации, когда твоя жизнь, твои документы не значат ничего, когда тебя будут эксплуатировать и унижать.

- На какую аудиторию ориентирована эта игра, кому она может быть интересна?

А.Якимов: — Мы планировали игру, в первую очередь, как некое пособие по правовому просвещению мигрантов. Мы хотим научить их, как жить и бороться в условиях трудовой миграции, какая стратегия является выигрышной. Поэтому мы готовы раздавать эту игру именно правозащитникам из Центральной Азии, занимающимся предвыездной подготовкой мигрантов. Им эта форма правозащитного образования мигрантов, безусловно, будет интересна. Это возможность не в лекционном, а в познавательно-игровом формате рассказывать о порядке легализации и трудоустройства в России.

Игра — занятие интересное, а то, что интересно, всегда усваивается и запоминается лучше. В то же время целевая аудитория игры очень широкая. Это не только потенциальные мигранты. Она ориентирована на специалистов — правозащитников, социологов, а также на самые широкие круги российского населения, которым интересно узнать, как устроен процесс миграции. Игра помогает понять, как мигранты попадают в нелегальное поле, и снять многие обвинения, которые наше общество привыкло высказывать в адрес иностранных работников. Здесь предлагается самому стать мигрантом, испытать стратегию и путь, по которым тот живет и действует. Никакого коммерческого распространения этой игры не планируется. Она будет распространяться бесплатно всем заинтересованным организациям и лицам через правозащитные организации, возможно, через какие-то юношеские клубы и школы, с которыми мы сотрудничаем.

- С какими препятствиями сталкивается игрок, ставший на время трудовым мигрантом?

А.Якимов: — Подавляющее большинство ситуаций в этой игре можно рассматривать как препятствие. Важным препятствием будет ситуация свободного выбора. Игра предоставляет игроку неудобную для него степень свободы, когда перед мигрантом стоит выбор, что называется, «из двух зол».

Мигрант может приехать в Россию со своими дядьями, братьями и другими родственниками, которые решают все за него. Он может приехать через агентства занятости. Но самый благоприятный, на мой взгляд, вариант, — это когда мигрант хорошо информирован и подготовлен управлять своей жизнью самостоятельно.

Второе препятствие, наиболее часто встречающееся, — это деньги. Их нужно найти, чтобы приехать в Россию, нужно уметь экономить, разумно потратить, заработать и не потерять. В этом плане, каким бы путем не пошел мигрант, у него всегда есть вероятность подвергнуться не зависящим от него неприятным ситуациям в виде всевозможных проверок документов, которые даже для законопослушного мигранта могут закончиться дачей взятки. Но мы приветствуем более необычный путь — отстаивание своих прав, что, как мы считаем, более выгодно для мигранта. Все денежные суммы, которые используются в игре, взяты нами из реальности. Далее перед мигрантом встает вопрос, как и где зарегистрироваться, как получить разрешение на работу, как найти работу, к кому обратиться в беде — к диаспоре, к правозащитникам и так далее. Есть и ситуации попадания в больницу, нападения националистов, этнических столкновений между самими мигрантами из разных стран и даже разных регионов одной страны. Игра предельно реалистична. Это нам подтвердили сами трудовые мигранты, которые уже поиграли в нее.

- Ольга, ты недавно побывала в Таджикистане. Эта поездка также была связана с исследованием темы миграции?

- Отчасти да, но мы поставили более широкую задачу. В прошлом году я побывала в Таджикистане с одним из моих коллег — художником Алехандро Рамиресом. Он живет в Амстердаме. С ним мы начали делать проект под названием «В поисках Н.», главным героем которого стал Ходжа Насреддин. Мы решили взять этот известный на Востоке персонаж и как-то его актуализировать, потому что, мне кажется, искусство юмора может быть одним из инструментов в борьбе с расизмом и несправедливостью. Жанр коротких притч помогает очень кратко и емко рассказать о том, что происходит вокруг.

Проект можно найти в интернете. Это приложение к Google Maps, через которое можно загружать разные видеоматериалы, аудиоинтервью, тексты, картинки. Там много разных материалов, которые можно загружать прямо с карты.

Когда мы впервые открыли карту Таджикистана в Google, увидели почти пустое место, в отличие от других стран, карты которых изобилуют массой информации, фотографий, ссылок и так далее. Это понятно, поскольку в Таджикистане очень слабо развиты технологии, туризм. Поэтому одной из наших целей стало наполнить эту карту информацией, чтобы люди знали, что существует такая крайне интересная и красивая страна, в которой много чего происходит. С помощью Google Maps мы запечатлели дневник нашего путешествия, во время которого пытаемся в наше время найти нашего персонажа. Часто это были какие-то печальные истории. И в этих поисках мы приходим к тому, что он куда-то исчез: шутить уже нельзя, потому что действует цензура на определенные темы, женщины исключены из этого процесса — им нельзя смеяться, рассказывать анекдоты. Но, тем не менее, шутки в народе живут, и чувство юмора как некое психологическое средство выживания у людей есть.

Питерские ребята играют в игру о миграции

Я хочу продолжить этот проект, и сейчас ищу на это средства, потому что мы начали делать книжку притч и анекдотов с фотографиями о современных похождениях Ходжи Насреддина. Так, один из анекдотов у нас начинается со слов «Ходжа Насреддин поехал на заработки в Россию…». И ввели туда еще один женский персонаж — сестру Насреддина. В моих планах — выпустить такие небольшого формата книжки, чтобы они были дешевыми и доступными, и чтобы люди покупали и имели представление о Таджикистане, его великих поэтах, народе и культуре. Потому что сейчас у нас многие имеют весьма смутное представление о таджиках, не знают ни одного таджикского поэта и уверены, что никакой культуры там нет и никогда не было.

- Ольга, ты сказала, что не первый год занимаешься темой миграции. Интересно узнать о других твоих проектах на эту тему.

- Летом 2010 года я попыталась выпускать газету силами трудовых мигрантов. Пришла в Москве к узбекским и таджикским рабочим-мигрантам с предложением делать газету, у меня были небольшие деньги. Я им предложила свою организационную помощь, но делать газету, писать о том, что их волнует, они должны были сами. Эта стратегия оказалась несколько наивной и не сработала. Люди стали писать либо обращения к россиянам с благодарностью за возможность тут находиться, либо обращения к землякам с тем, чтобы те не приезжали в Россию, а искали работу у себя дома. То есть абсолютно противоречивые вещи. Как социологический материал этот опыт был полезен, но проект не сработал как художественный. В итоге я сделала из этого инсталляцию, в которой, с одной стороны, показала газету, где простые люди могли приобрести навык писать, а с другой — себя, которую они учили класть плитку. Проект назывался «Попытка к сближению». Для меня тут же отпали многие ролевые стереотипы, навязываемые мигрантам обществом.

Были и другие проекты. Но это, скорее, искусство о том, как художник переживает эту проблему, но не попытка найти какой-то выход из этой ситуации.

- К вопросу о стереотипах. С легкой руки СМИ о мигрантах сложилось много клише, в частности, что чуть ли не все они нелегалы и наркоторговцы, отбирают рабочие места, и они сами виноваты, что живут и работают в таких условиях. Что бы ты ответила на подобные обвинения?

- Наверное, распространять такое представление о мигрантах на руку, в первую очередь, крупному бизнесу, которому гораздо выгоднее эксплуатировать бесправных людей, которые не могут противостоять произволу и которых можно безнаказанно обманывать. С другой стороны, это выгодно и государствам — не только России, но странам Центральной Азии, которые абсолютно коррумпированы. Для них это довольно безопасная ситуация — когда все мужчины выезжают на заработки в Россию, и они бесправны и здесь, и там, и некому делать революции, некому возмущаться и что-то менять в стране.

К сожалению, это мнение стало расхожим и среди российских обывателей. Многим удобнее считать, что люди делятся на первый и второй сорт, что те, у кого более темная кожа, должны подметать улицы и больше ни на что не претендовать, а люди со светлой кожей должны получать высшее образование. Но, естественно, человек с критическим мышлением, способный анализировать ситуацию, обязательно задумается о том, что это не правильно. И я считаю, что каждый здравомыслящий человек должен думать о том, как эту ситуацию менять.

Источник: Мигрант.Фергана.Ру

Наши информационные партнеры

  • partners2_1.jpg
  • partners2_2.jpg
  • partners2_3.jpg
  • partners2_4.jpg
  • partners2_5.jpg
  • partners2_6.jpg

Наши информационные партнеры

  • p1
  • p2

Новости

14 Ноября 2016
Миграционное управление столичного главка МВД до следующего года поменяет свой адрес с центра Москвы на Новомосковский округ, сообщил «Интерфаксу» осведомленный...
Изменился срок обязательного проживания участников программы переселения в выбранном регионе
02 Марта 2016
Президент России изменил срок обязательного проживания участников Госпрограммы переселения и членов их семей в выбраном ими регионе России. Теперь участник...
20 Ноября 2015
Стоимость трудового патента для трудовых мигрантов, работающих в Москве, в 2016 году возрастет на пять процентов и составит 4200 рублей,...