
Преступная система: Судьбой освобожденных в Москве рабов озабочены только правозащитники
- Подробности
- 12.12.2012 20:41
11 декабря в Москве, в Независимом пресс-центре, прошла пресс-конференция «Дело об освобожденных рабах: развитие ситуации и новые жертвы рабовладельцев». Участвовали: председатель Комитета «Гражданское содействие» Светлана Ганнушкина, сотрудница Комитета Анастасия Денисова, советник президента России по правам человека Михаил Федотов, адвокат потерпевших Эмиль Таубулатов, освобожденные из рабства Бакия Касимова и Лейла Аширова.
О деле «рабов из Гольяново» и мы, и другие СМИ рассказывали неоднократно. Данная заметка опубликована в блоге Soglyadatay и перепечатана нами с любезного разрешения автора — московской художницы Виктории Ломаско. Рисунки автора.
В ходе конференции Светлана Ганнушкина несколько раз подчеркнула, что рабы семейства Истанбековых — рядовой случай в отлаженной системе работорговли и рабовладения в России: «Действует целая система. Расследование ее может завести нас очень далеко».
Этим опасным расследованием занимаются сейчас исключительно активисты, сотрудники «Комитета гражданского содействия» и журналисты. Как известно, прокуратура отменила возбуждение уголовного дела против Жансулу Истанбековой и ее мужа Сакена Муздыбаева как «незаконное и необоснованное». «Через прокуратуру сотрудникам Комитета передали угрозу, чтобы мы в это дело не лезли», — сообщила Ганнушкина собравшимся журналистам. Светлана Алексеевна напомнила, что старшую сестру Шолпан Истанбекову, осужденную за истязания рабов, помиловал президент Владимир Путин: «Помилование Шолпан — уникальный случай. Значит, кто-то очень просил».
Ганнушкина уверена, что ОВД «Гольяново», сотрудники которого сдавали беглых рабынь обратно «хозяйке», входит в сложную систему, берущую его под свою защиту. В эту систему, вероятно, входят и медицинские учреждения, в которых рабыни рожали по чужим и поддельным паспортам.
В качестве примера своеобразного симбиоза рабовладельцев и полиции Светлана Алексеевна рассказала историю, как адвокат Комитета освобождала раба-узбека с автомойки в Благовещенске: адвокат вывозила раба на своей машине, и их, как в крутом боевике, преследовала полиция. Позже на нее пытались сфабриковать уголовное дело по статье «похищение».
Почему в России процветает рабство? Ганнушкина говорит, что давно предвидела такое развитие событий: у граждан среднеазиатских постсоветских республик безвизовый въезд в Россию, приезжают в огромном количестве люди, готовые на любую работу, но по новым законам практически невозможно трудоустроить их легально. Гораздо легче и выгодней отнять у них паспорт и получить бесправного раба. Особенно, если полиция — на стороне рабовладельцев.
Михаил Федотов, один из немногих политиков, поддерживающих расследование дела «гольяновских рабов» заметил, что многим людям непонятна форма современного рабства, они ожидают увидеть «рабов с кандалами на ногах». «У нас только один раб. На галерах», — добавила Ганнушкина.
Интересным моментом конференции стало общение по скайпу с бывшими рабынями Жанар Истанбековой. Жанар — средняя сестра, ни в чем не уступающая Шолпан и Жансулу. Девушки-рабыни сбежали из магазина Жанар в 2009, 2010 и 2011 годах. Добравшись до Казахстана, некоторые из них написали заявления против Жанар, но скоро убедились, что в их родном Шымкенте клан Истанбековых всемогущ и бороться с ним бесполезно. Сейчас им помогает казахская правозащитная организация «Сана-Сезiм».
Истории бывших рабынь Жанар очень похожи на то, что рассказали Лейла, Бакия и Зарина: их заставляли бесплатно работать, кормили испорченными продуктами, били, насиловали, отнимали детей. Лейла и Бакия почти всю конференцию просидели безучастно, только во время скайпа с бывшими рабынями Жанар перешептывались то ли на казахском, то ли на узбекском языке.
Анастасия Денисова, курирующая дело освобожденных в Комитете, рассказала журналистам, что детям Лейлы и Баки провели медицинское обследование. У Бахыта засвидетельствованы многочисленные шрамы, мальчик объяснил врачу, что он плохо массировал ноги хозяйке, поэтому его били. От состояния Бауржана врач пришла в ужас и созвала всех своих студентов, смотреть, до какого состояния можно довести ребенка. У Бауржана сломанные, неправильно сросшиеся ноги, рахитичная грудная клетка… и это уже не исправить.
Сейчас Жансулу Истанбекова сильно давит на родственников пострадавших: то угрожает, то предлагает деньги, квартиры, машины, яхты.. А параллельно дает интервью казахскому каналу «31» про то, как Лейла, Бакия и другие бывшие продавщицы якобы вымогают у нее деньги.
После конференции я немного пообщалась с Лейлой и Бакией. Из освобожденных в Москве остались только они — остальные разъехались по домам. Я спросила женщин, гуляют ли они по Москве. «Да, гуляем, — ответила Лейла, — каждый день ездим по больницам».
Бакия приоделась в красную шапочку и симпатичное, но не по сезону легкое пальто. Довольная, она вертится перед зеркалом, рассматривает себя, улыбается. Бакия продолжает верить, что справедливости можно добиться.
Виктория Ломаско
Оригинал этого поста и предыдущие репортажи автора
Источник: Мигрант.Фергана.Ру